История 7 самых популярных сэмплов

Опубликованов 21.03.2019

Сэмплирование пришло в музыку в конце семидесятых и изменило её до неузнаваемости. Современную музыку без сэмплов представить куда сложнее, чем без вокала или живых ударных, а появляются сэмплы уже не только в хип-хопе, хаусе или брейкбите (которых без сэмплирования попросту не существовало бы), но даже в роке. Подход к использованию сэмплов у музыкантов был очень разным, одни (как, например, DJ Shadow или Coldcut) могли часами рыться в пыльных подвалах музыкальных магазинов в самых отдаленных уголков мира в поисках необычного сэмпла. У других в дело шло то, что лежало прямо перед носом — классика из родительской коллекции или заезженный хит из радиоэфира. При всем богатстве выбора (вся музыка, когда-либо записанная человечеством — куда уж шире) некоторые сэмплы появлялись в треках из года в год, переживая всё новые смены моды и кочуя из одного жанра в другой. Совместно с энергетическим напитком Burn журнал Mixmag Russia рассказывает о том, как находились и превращались в сэмплы известные вокальные партии, инструментальные линии и даже отрывки арабских молитв.

The Winstons  —  Amen, Brother (1964) также известен как Amen Break

Главным объектом сэмплирования всегда были брейки — ударные соло, вырезанные как правило из фанка, еще в семидесятые они были на вес золота у первых хип-хоп саундсистем. Зацикленный (тогда еще без всяких сэмплеров, при помощи двух проигрывателей и диджея-виртуоза) брейк создавал ритмическую подложку для речитатива.

Конечно, для этой цели можно было обойтись драм-машиной, но запрограммированный ритм выходил слишком механистичным, а настоящий грув мог создать только фанковый барабанщик. Такой как, например, Грегори Коулман из группы The Winstons. Песня «Amen, Brother» большим хитом не была (да и The Winstons были не самым популярным фанковым составом), но 6-секундный фрагмент из этой песни стал самым знаменитым барабанным брейком в истории. В 80-е годы этот сэмпл использовался чуть ли не в каждом втором хип-хоп треке, потом перекочевал в хаус, в начале 90-х стал краеугольным камнем брейкбита и джангла, а в конце концов расплодился по всей мыслимой и немыслимой музыке. Prodigy и Salt’n’Pepa, Slipknot и Jay-Z, Oasis и La Roux, Skrillex и Atari Teenage Riot — все они так или иначе сэмплировали «Амен брейк», а всего он использован в более чем 3000 композиций. Казалось бы, автор такого сэмпла должен был озолотиться? Как бы не так. Коулман в буквальном смысле умер нищим и бездомным в 2004-м году, а все доходы от использования «Амен брейка» доставались лейблу, издавшему пластинку.

James Brown — Funky Drummer (1970)


Треки «Крестного отца соула» всегда привлекали охотников за сэмплами, но ни один другой фрагмент его музыки не сравнится по индексу цитирования с драм-брейком с пластинки «Funky Drummer». Сэмпл особенно полюбили пионеры хип-хопа — его пустили в дело Run DMC, Boogie Down Productions, NWA и LL Cool J, а Public Enemy даже посвятили брейку строчку в хите «Fight The Power». Всего этот сэмпл использован более тысячи раз, и далеко не только рэперами. Брейк пригодился Nine Inch Nails, Ники Минаж, Джорджу Майклу и даже Эду Ширану. Автор фрагмента, барабанщик Клайд Стабблфилд, был сессионным музыкантом в составе у Джеймса Брауна, поэтому не заработал ни копейки с лицензирования сэмплов. Но авторитет, в особенности в хип-хоп тусовке, имел огромный, и с каких-то пор даже сам именовал себя «фанки драммером».

Led Zeppelin — When The Levee Breaks (1971)


Барабанщик Led Zeppelin Джон «Бонзо» Бонэм не дожил до расцвета сэмплирования и кажется даже помыслить не мог о такой форме жизни после смерти. Джона нет с нами уже почти сорок лет, а его ударные продолжают звучать на новых композициях. Причем, в отличие от фанковых лупов, которые порой ускоряют, замедляют и кромсают до неузнаваемости, вступление из «Плотины» всегда можно безошибочно узнать. Чаще всего, этот ритм становится центральным элементом трека: «Army Of Me» Бьорк, «Return To Innocence» Энигмы, «Real Life» Simple Minds, «She’s The Sun» Scooter или даже «Акула» Максима Фадеева — лучшие тому иллюстрации. Чуть мене очевидные, но не менее яркие примеры — Depeche Mode «Never Let Me Down Again», Massive Attack «Man Next Door», Eminem «Kim» и даже Beyonce & Jack White «Don’t Hurt Yourself».

Loleatta Holloway — Love Sensation (1980)

Если рэперам требовались инструментальные фрагменты чтобы под них читать, то электронщикам следующих поколений, наоборот, нужнее всего был голос, чтобы добавить в свою музыку человеческий фактор. Тут в ход шла диско-классика — у див семидесятых были отличные вокальные данные, к тому же для демонстрации их в лучшем виде в треках частенько встречались моменты, где голос звучал почти без поддержки других инструментов.

Песня диско-примы Лолитты Холлоуэй «Love Sensation» была большим хитом, голос её трудно было с кем-либо спутать, так что любой фрагмент немедленно становился хуком, притягивал внимание слушателя и запоминался. Активнее всего за Лолиту взялись хаус-продюсеры — Black Box взяли фрагмент её голоса для хита «Ride On Time», Cappella — для «Take Me Away». Вскоре подключился рэппер Марки Марк (ныне известный как актёр Марк Уолберг), а за ним Моби. В новом веке и даже после смерти Лолиты в 2011-м спрос на её голос только рос — достаточно вспомнить «Sweet Sensation» Фло Райды или «Bootleg Fireworks (Burning Up)» EDM-продюсера Диона Фрэнсиса.

Chic — Good Times (1979)

«В год я получаю порядка трех миллионов долларов за использование моих сэмплов», признавался живой классик диско и лидер группы Chic Найл Роджерс. «Все эти деньги я перевожу на благотворительность». Chic и впрямь одна из самых сэмплируемых групп в мире, и чаще всего сэмплируется их хит «Good Times». Интересно, что самым ярким сэмплом из этого трека стали даже не вокальные фрагменты, а бас-линия. На её основе построены два системообразующих хип-хоп композиции: Grandmaster Flash And The Furious Five «The Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel» и Sugarhill Gang «Rapper’s Delight». Позже сэмплами из этого трека пользовалось еще более сотни музыкантов, включая Шакиру и… самого Найла Роджерса, решившего засэмплировать свой старый хит для камбэк-сингла Chic «I’ll Be There». Интересно, что самый известный пример использования бас-линии из «Good Times» — Queen «Another One Bites The Dust» строго говоря не был сэмплированием. Басист Queen Джон Дикон не использовал оригинальный аудиофрагмент, а переиграл партию сам.

Run DMC — Here We Go (Live at the Funhouse) (1985)

Одно время рэперы были только субъектом, но не объектом сэмплирования, но с середины восьмидесятых их зычные голоса тоже начали попадать в этот плавильный котёл. » How d’ya feel out there? Ah yeah!» — это приветствие-экспромт с концерта Run DMC в клубе Funhouse настолько глубоко вошло в лексикон современной музыки, что стало уже чем-то вроде клише. Black Eyed Peas, M. A. R. R. S, Todd Terry, Bomb The Bass, Scooter, J Dilla, Nero, LMFAO, Princess Nokia и даже футболисты английского клуба Ливерпуль — все они хоть раз (а кое-кто и не единожды) использовали эту цитату. А всего трек сэмплировался более семисот раз, не удержались даже прожжённые экспериментаторы Autechre.

Arabic Chant (Allah) (дата записи неизвестна)

Напоследок, о сэмпле может и не таком популярном, но с интересной историей. Вы наверняка помните сингл The Prodigy «One Love» с альбома «Music For The Jilted Generation». Название эта вещь получила в честь вокального сэмпла, запущенного, по старой рейверской привычке, чуть быстрее оригинала. Лиам Хоулетт не был таким фанатичным диггером, поэтому сэмплы чаще не вырезал из редких пластинок сам, а заимствовал из готовых библиотек. Вокальный риф и впрямь звучал ярко и привлекал к себе внимание — примерно в то же время его использовали Pet Shop Boys и патриархи русской клубной электроники Block Four. Позже выяснилось, что голос был отрывком арабской молитвы, а текст, в котором всем чётко слышалось «One Love» в действительности оказался словом «Аллах».

АВТОР:  MIXMAG

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

8
Комментарии: 1Публикации: 166Регистрация: 28-02-2018

Комментарии

Ответить

Ваш email не публикуетсяОбязательные поля помечены *


Продолжить чтение

Предыдущий пост

Диско и Ройшн Мёрфи


Миниатюры

DMRadio

Enjoy the Real Music!

Current track
TITLE
ARTIST

Background
Авторизация
*
*
Генерация пароля